понедельник, 23 сентября 2013 г.

Связующая нить

 «Сердце истинного ученика и истинного учителя связывает незримая нить». Поистине, это нить –  связующая поколения!
В происхождении профессии учитель нет какой-то установленной или хотя бы оговорённой даты. Она древняя так же, как и сам мир.
Когда-то очень давно, еще малочисленным сообществом, людям приходилось добывать пропитание охотой и собирательством. Дети, едва начав ходить, тоже принимали в этом участие, и именно так, постепенно, наблюдая за жизнью взрослых, они и учились.


Когда произошёл переход от преимущественной охоты к земледелию и относительной обеспеченности родов и племён пищей, пожилые люди смогли стать относительно свободными от непосредственного участия в сборе пищи, но зато – они стали первыми учителями. Относительный избыток свободного времени и богатый жизненный опыт способствовали укреплению их статуса. Тем более что стало заметно: при целенаправленном обучении детей польза от их труда была более очевидна.
Точно также при обучении детей поступают сейчас примитивные племена Центральной Африки, сельвы Амазонки, островов Микронезии.


Конечно, на столь примитивном уровне педагогики знания передавались непосредственно из уст в уста, с помощью картинок, но так постепенно стали складываться культура и традиции. Возникает ранняя письменность, старшие члены племён становятся вождями, старейшинами, жрецами. Знание начинает накапливаться, сохраняться, передаваться из поколения в поколение.
Возникают древние царства – Египет, Месопотамия, Индия, Китай… Основными учителями и носителями знаний становятся жрецы. Слой образованных людей очень мал, в основном это знать. Прочие касты обучаются по профессиональному принципу, т.е. учат только то, что позволит впоследствии овладеть той или иной профессией. И тем не менее – зачатки первых школ и учительской прослойки постепенно начинают возникать.
Не стоит забывать и о пророческой миссии – все пророки в какой-то степени были и учителями, донося до своего народа знания о мире и его Создателе. Наиболее показателен в этом плане пример пророка Юсуфа (мир ему). В Древний Египет он попал в качестве раба, но благодаря своему пророческому дару и данным Всевышним талантам стал в итоге учителем фараона и как бы сказали сейчас – его советником по экономическим и политическим вопросам.



Шло время. Одна за другой возникают две великие цивилизации – Греция и Рим. К этому времени ценность образования и учителя становится очевидной. В них развиваются школы, проводятся диспуты. В частности, в Греции же и был основан первый университет –афинский Афинейон (высшее учебное заведение общего высшего образования), а также  афинские высшие школы – философская и риторская. Преподавали в них, как правило, наиболее умные, талантливые вольнонаёмные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. Собственно слово «педагогика» и происходит от древнегреческого «детовождение», т.е. воспитание детей, подготовка их ко взрослой жизни. Это направление науки возникло на рубеже 5–4 веков до нашей эры.
В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное – много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. Римляне переняли от греков и практику обучения в университетах, основав Атеней. Первый Атеней был основан в Риме в 135 году н. э. императором Адрианом. Целью Адриана было взять высшее образование под контроль, придав ему официальный статус и устранив, таким образом, возможность конфликтов между государственной властью и образованными людьми. В дальнейшем Атенеи открываются в Галии.
В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.
Первым высшим учебным учреждением в Европе был Константинопольский университет, основанный в 425 году н.э. по образцу римского Атенея императором Феодосием II и получивший статус университета в 848 году. После падения Константинополя в 1453 году он продолжил своё существование уже под другим названием.


Однако в настоящий момент старейший в мире непрерывно действующий вуз, основанный в 859 году в городе Фес, Марокко,– Университет Аль-Карауин. В том же IX веке появился Университет Салерно, просуществовавший до 1861 года, а также литературные школы в Велики-Преславе и Охриде, основанные болгарским царём Борисом I. Знаменитый Аль-Азхар появился немного позднее.
Конечно, для всех этих образовательных учреждений требовались преподаватели, и они были – выдающиеся врачи, богословы, юристы, экономисты считали за честь читать лекции и просто преподавать студентам, осознавая, таким образом, свою непосредственную причастность к делу передачи знаний новым поколениям.
Темные же века раннего Средневековья сделали своё дело. Уровень образования был в это время очень низок. Свеча знания слабо тлела только за монастырскими стенами.
Однако в это время свежий ветер познания подул из Аравии. Возникновение Ислама принесло в этот мир знание, и главное – обязанность сохранять накопленное и преумножать его. Столь много хадисов о том, что каждый человек обязан учиться всю свою жизнь!
Расцвет Исламского 
государства совпадает по времени с расцветом в нём педагогической мысли. Открывается большое количество медресе, начальных и средних школ, университетов (многие из них существуют и по сей день). Арабские книги переводятся на все языки Европы (и практически не имеют аналогов вплоть до Ренессанса), европейцы едут получать образование на Восток.
Только позднее открываются европейские университеты и школы. Старейшие из них: Университет св. Андрея в Шотландии; 1088 г. – первый европейский университет в Болонье (Италия); 1167г. – Оксфорд; 1218г. – Саламанка; 1222г. – Падуя; 1224г. – Неаполитанский университет; 1253г. – Сорбонна; 1284г. – Кембридж… 

Учителями обычно выступали представители духовенства, лишь ближе к Ренессансу университеты становятся очагами свободомыслия и постепенно выделяется профессиональная профессура – отдельная каста преподавателей. Однако такая наука, как педагогика, до сих пор находится в забвении, профессиональных учителей для школ нет.
Собственно начало современному школьному образованию было положено чешским педагогом-гуманистом Яном Амосом Коменским. Он был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания в начале 17 века. Многие общеупотребительные слова – как «урок», «класс», «каникулы» – ввёл именно он.
В Швейцарии его наработки талантливо продолжил и существенно дополнил Иоганн Генрих Песталоцци в конце 17 века.
В России бурное развитие системы школ и учителей связано с именем Петра Первого. Он открывает большое количество школ, приглашая учителей из Европы, и отправляет туда на дополнительное обучение большое количество молодежи.
Наиболее известный русский педагог – Константин Дмитриевич Ушинский, называемый ещё «отцом русских учителей». Его появление было великим благом для России середины 19 века. Поскольку именно он настаивал на всеобщем образовании, открытии сельских и городских школ (для детей крестьян и рабочих), а также женском образовании.
В 20 веке наиболее известен своими трудами педагог А.С. Макаренко. Он в сложные 20-е годы смог создать поистине революционный подход в образовании, и более того – доказать его действенность на практике.


Конечно, было много педагогов, известных и не очень. Многие учителя посвятили свои жизни делу обучения детей.
Всем известны примеры того, как учителя, в период гонений на них, рискуя собой, обучали детей родной культуре, языку и религии; как в московском метро во время бомбёжек они давали детям уроки; как в партизанских отрядах между боями обучали подростков, с автоматом наперевес...
Все они живы в наших сердцах, и мы помним о них, также как и об их далёких предках, имён которых история не сохранила, поскольку если бы не они, то каждая новая волна варварства и невежества смывала бы и опрокидывала цивилизацию. 

2 комментария:

  1. Спасибо за великолепный пост. Прочитала с чувством гордости, что тоже могу назвать себя учителем, пусть и скромным простым сельским учителем. В силу своих возможностей старалась нести доброе вечное ...

    ОтветитьУдалить
  2. Лариса Германовна!
    Вы настоящий Учитель. Спасибо.

    ОтветитьУдалить